Программа Федерального дорожного агентства по внедрению композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них на 2015-2020 гг.

Программа Федерального дорожного агентства по внедрению композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них на 2015 – 2020 гг.

Паспорт программы

Ответственный исполнитель программы

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор)

Ответственные Департаменты исполнения

программы

Управление научно-технических исследований и информационного обеспечения

Управление проектирования и строительства автомобильных дорог

Управление эксплуатации  автомобильных дорог

Координатор исполнения программы

Управление научно-технических исследований и информационного обеспечения

 

Цель программы

Создание условий наибольшего благоприятствования для широкого применения современных и эффективных композитов, конструкций и изделий из них в дорожном хозяйстве Российской Федерации

Задачи программы

1)   Увеличение спроса на продукцию из композиционных материалов (композитов) для широкого применения в дорожном хозяйстве;

2)   Увеличение объемов производства и потребления инновационной продукции композитной отрасли, обеспечивающей снижение стоимости владения

(стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта) и увеличение сроков безремонтной эксплуатации зданий и сооружений, конструкций и изделий, построенных, отремонтированных или  изготовленных с применением композитов;

3)   Повышение эффективности и инновационности государственных закупок, осуществляемых Росавтодором (в том числе, в рамках государственных программ, ФЦП, ВЦП и др. целевых программ) за счет применения композитов, конструкций и изделий из них;

4)   Повышение эффективности деятельности компаний дорожного хозяйства, курируемых Росавтодором, за счет применения композитов, конструкций и изделий из них.

Целевые индикаторы и показатели программы

1) Объем потребления продукции из композиционных материалов (композитов) в дорожном хозяйстве России;

2) Объем государственных закупок товара или созданного в результате выполнения работы объекта с применением композитов, изделий и конструкций из них, обеспечивающей снижение стоимости владения и увеличение сроков безремонтной эксплуатации товара или объекта, являющегося предметом закупки.

Срок реализации программы

2015–2020 гг.

Объем бюджетных ассигнований программы

Бюджетные ассигнования не предусмотрены

Ожидаемые результаты реализации программы

1) Ежегодное увеличение объема потребления продукции из композиционных материалов (композитов) в дорожном хозяйстве составит не менее 20% к показателю предыдущего года

 (в среднем за 2015-2020 гг.).

2) Ежегодное увеличение объема государственных закупок товара или созданного в результате выполнения работы объекта с применением композитов, изделий и конструкций из них, обеспечивающих снижение стоимости владения и увеличение сроков безремонтной эксплуатации товара или объекта, являющегося предметом закупки, составит не менее 10% к показателю предыдущего года (в среднем за 2015-2020 гг.)

1. Основание  для  разработки  программы

Настоящая программа разработана Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. № Пр-3028 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 24 октября 2012 года и поручениями Председателя Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2012 г. № ДМ-П8-6998.
Настоящая программа подлежит ежегодной актуализации в срок не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным

2. Характеристика сферы реализации программы

Современные полимерные композиты, а также конструкции и изделия из них находят во всем мире широкое применение при строительстве объектов транспортной инфраструктуры. Преимуществами современных полимерных композитов, при производстве которых обеспечивается получение запрограммированного набора желательных свойств, являются высокая прочность, жесткость, малый вес, технологичность, невосприимчивость к агрессивным внешним факторам, способность повторять практически любые формы конструкции, долговечность. В результате создается возможность получения существенных технико- экономических преимуществ в различных областях применения при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
Практическая реализация такой возможности создается ростом производства компонентов современных полимерных композитов. Так, рост мирового рынка углеродного волокна, обладающего наиболее высокими строительными свойствами при умеренном сценарии развития мировой экономики в целом составляет 10-15 % в год.

Наиболее широко при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и ремонте объектов дорожного хозяйства в мировой практике применяются:

·         цельнокомпозитные пролетные строения мостовых сооружений;

·         пролетные строения мостовых сооружений из полимерных композитных профильных изделий, изготовленных по технологии пултрузии;

·         элементы надземных частей опор арочного типа для мостовых сооружений из полимерных композитов;

·         настилы дорожного полотна и тротуаров пешеходной части из полимерных композитов для железобетонных и стальных пролетных строений мостовых сооружений;

·         цельнокомпозитные лестничные марши и лестничные сходы мостовых сооружений;

·         лестничные марши и лестничные сходы мостовых сооружений из полимерных композитных профильных изделий, изготовленных по технологии пултрузии;

·         ограждающие конструкции и перила мостовых сооружений из полимерных композитов;

·         мобильные дорожные покрытия из полимерных композитов для обустройства временных дорог и проездов;

·         композитные модификаторы асфальтобетонных смесей;

·         системы внешнего армирования из полимерных композитов для ремонта и реконструкции искусственных сооружений;

·         ремонтные системы на основе термореактивных материалов для ремонта металлических конструктивных элементов искусственных сооружений;

·         полимерная композитная арматура (взамен металлической арматуры);

·         ливневые очистные сооружения из полимерных композитов для обустройства автомобильных дорог;

·         шумоизолирующие экраны из полимерных композитов;

·         шумопоглощающие экраны из полимерных композитов;

·         павильоны остановок общественного транспорта из полимерных композитов;

·         опоры освещения из полимерных композитов;

·         опоры из полимерных композитов для дорожных знаков, светофоров, дорожных указателей и других дорожных конструкций, требующих опор;

·         полимерные композитные водопропускные трубы;

·         лотки из полимерных композитов для устройства водоотводящих и дренажных систем;

·         дорожные люки из полимерных композитов;

·         дорожные сетки из полимерной композитной арматуры для армирования бетона и цементобетона;

·         фибра из полимерного волокна для армирования цементных, бетонных, пеногазобетонных и асфальтобетонных смесей;

·         композитные модификаторы асфальтобетонных смесей;

·         люки с обоймами, решетки ливнеприемников с обоймами композитные, устанавливающиеся совместно с композитным армированием прилегающего участка дорожного полотна;

·         бетонные элементы дорожного обустройства (поребрики, разделители и т.д.) с композитным армированием вместо стального армирования;

·         георешетки из композитной арматуры;

·         анкера композитные в швах сжатия и расширения, в продольных деформационных швах при ремонте и строительстве цементобетонных автомобильных дорог;

·         композитные трапы для мостовых сооружений и пешеходных переходов;

·         элементы дорожного обустройства, выполненные из конструкционных композитных оболочек и внутреннего армирования (в том числе собираемые на месте установки) с последующим заполнением бетоном;

·         мостовые несущие конструкции – стандартизированные гибридные балки с применением конструкционных композитных материалов (HCB) на стандартные длины 9, 12, 18 и 24 метра;

·         опорные мостовые конструкции применением конструкционных композитных оболочек в качестве внешнего армирования;

·         сборные композитные панели с замковым сочленением – несъемная опалубка как элемент конструкции внешнего армирования мостовых сооружений;

·         микросвайное композитное армирование с инжекционным нагнетанием цементного раствора через полость композитного пустотелого анкера;

·         конструкционные композитные анкера и сетки для устройства тоннельного свода по современным технологиям горной проходки

·         микросвайное поле из композитной арматуры, георешеток и профилей для укрепления основания и слоев автомобильных дорог в зоне вечной мерзлоты;

·         километровые столбики-знаки композитные с низким энергопоглощением;

·         опоры для рекламных щитов и порталы с применением конструкционных композитных материалов;

·         ограждения пешеходные композитные для ограничения доступа на проезжую часть;

·         отбойники дорожные металлокомпозитные с высокой абсорбцией энергией импульса при наезде с низкими эксплуатационными затратами;

·         безопасный пешеходный переход с применением конструкционных композитных материалов для неосвещенных участков дорог с применением подвесных осветительных панелей, расположенных над пешеходным переходом освещающих пешехода от датчиков движения.

Этот перечень, не является конечным и ежегодно пополняется новыми техническими и технологическими решениями.

В России, в соответствии с общемировой практикой, наибольший потенциальный объем потребления полимерных композитов, конструкций и изделий из них находится в строительном комплексе, и значительная доля этого потребления приходится на строительство и эксплуатацию объектов дорожного хозяйства, а российские компании производят весь спектр продукции из полимерных композитов, предназначенных для этих целей. Однако объем потребления продукции российской композитной отрасли в дорожном хозяйстве России составляет доли процентов от аналогичного мирового потребления (0,5-2% - по разным экспертным оценкам).

При наличии широкой практики применения полимерных композитов в строительстве за рубежом и имеющейся отечественной практике применения, отсутствует достаточная регламентация этого применения, как в России, так и за рубежом. Создание такой регламентации, учитывая многообразие областей применения полимерных композитов, требует проведения широкого круга научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ (НИОКР), реализации пилотных проектов на основе проведенных НИОКР и строительства референтных объектов, для выявления наиболее эффективных материалов, конструкций и изделий, для их дальнейшего широкого применения в дорожном хозяйстве Российской Федерации. 

Отсутствие подобной системы в настоящее время приводит к тому, что специалисты из дорожного хозяйства и строительного комплекса России:

·         Не обладают должной информацией о возможностях и характеристиках полимерных композитов, в том числе об уже реализованных проектах, которые могут эффективно тиражироваться по всей территории Российской Федерации, обеспечивая высокую эффективность расходования бюджетных средств;

·         Не имеют в полном объеме нормативно-технических документов, регламентирующих требования к производству и применению при строительстве и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры полимерных композитов и изделий (конструкций) из них.

·         Не применяют нормативные документы, подтверждающие пригодность для применения в строительстве новых технических решений с применением полимерных  композитов (эксперты ФАУ «Главгосэкспертиза России»).

В результате, тормозится не только внедрение новейших технических решений с применением полимерных композитов, но и использование технических решений, уже ранее примененных и имеющих подтверждение технической и экономической эффективности, надежности и безопасности.
Ключевой целью программы является создание условий наибольшего благоприятствования для скорейшего и масштабного внедрения и широкого применения современных и эффективных полимерных композитов, конструкций и изделий из них в строительном комплексе России.

Задачами программы являются:

·         Формирование инновационной инфраструктуры для освоения в дорожном хозяйстве композитов, конструкций и изделий из них, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, систему сертификации и продвижения разработок;

·         Увеличение объемов применения композитов, конструкций и изделий из них, обеспечивающих снижение затрат на строительство и эксплуатацию объектов дорожного хозяйства, увеличение межремонтных сроков службы и повышение транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог и искусственных сооружений на них;

·         Повышение эффективности и инновационности государственных закупок, осуществляемых Росавтодором и подведомственными учреждениями (в том числе в рамках государственных программ, ФЦП и др. целевых программ) за счет применения композитов, конструкций и изделий из них;

·         Полное нормативно-техническое обеспечение применения инновационных технологий, основанных на использовании композитов, конструкций и изделий из них в основных областях применения в 2015 г.;

·         Координация действий научных, проектных и производственных организаций и предприятий дорожного хозяйства, вузовской науки в целях разработки комплексного подхода к решению задач применения композитов, конструкций и изделий из них;

·         Выявление и поддержка конкурентоспособных технологий применения композитов, конструкций и изделий из них, стимулирование предприятий, внедряющих отечественные и передовые зарубежные научно-технические разработки.

3. Перечень нормативно-технических документов, регламентирующих применение полимерных композитов, конструкций и изделий из них в дорожном хозяйстве России

Отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации устанавливаются Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

В соответствии с настоящим федеральным законом особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Учитывая вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) и создание Таможенного союза, в настоящее время активно формируется система технического регулирования Таможенного союза, гармонизированная с международной и региональной (Европейский союз) нормативно-правовой базой в данной области. Нормативно-правовой базой для создания настоящей системы является «Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации» (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.11.2010).

Основными документами настоящей системы являются технические регламенты, устанавливающие требования безопасности к продукции, обращающейся на рынке стран Таможенного союза. Ниже приведен перечень технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих требования к продукции в строительном комплексе России, включая строительство объектов транспортной инфраструктуры.

·         О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий (проект, внутригосударственное согласование завершено).

·         Безопасность автомобильных дорог.

В приложении А настоящей программы приведен перечень действующих, утвержденных и разработанных национальных и межгосударственных стандартов, регламентирующих требования к полимерным композитам, конструкциям и изделиям из них пригодным для применения в дорожном хозяйстве России.

4. Порядок и правила оценки пригодности для применения полимерных композитов, конструкций и изделий из них в дорожном хозяйстве России, требования к которым не регламентированы действующими нормативно-техническими документами системы технического регулирования (технические регламенты, стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р), своды правил (СНиП, СП, СН)

4.1 Порядок оценки пригодности

Порядок оценки пригодности полимерных композитов, конструкций и изделий из них для применения в дорожном хозяйстве, требования к которым не регламентированы действующими нормативно-техническими документами системы технического регулирования, соответствует Методическим рекомендациям по организации освоения инноваций при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в системе Федерального дорожного агентства.
Для рассмотрения технических предложений производители полимерных композитов, конструкций и изделий из них представляют в Росавтодор:

·         Техническое описание предложения с детальным технико-экономическим обоснованием, включающим, в том числе, результаты лабораторных исследований и натурных наблюдений за опытными участками (при их наличии);

·         Анализ и преимущества по сравнению с традиционно применяемыми техническими решениями;

·         Заключения научных, проектных и других организаций, предложения по технологическому применению при опытно-экспериментальном внедрении;

·         Другие обосновывающие материалы, а также документы, подтверждающие безопасность для жизни и здоровья людей, их имущества и окружающей среды.

В случае если технические предложения попадают под действие Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 г.
№ 1636 «О правилах подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве», то производители продукции представляют в Росавтодор документы, предусмотренные данным постановлением, включая заключения органов государственных санитарно-эпидемиологического и пожарного надзоров и экологического контроля.

По решению Росавтодора представленный пакет документов, может быть направлен для экспертизы (рецензирования) в научные, проектные, производственные и другие организации дорожного хозяйства.

Материалы технических предложений производителей с результатами их рецензирования вносятся в установленном порядке на рассмотрение секции № 6 «Композиционные материалы» Научно-технического совета Росавтодора.

По результатам рассмотрения технических предложений производителей полимерных композитов, конструкций и изделий из них на заседании секции №6 «Композиционные материалы» Научно-технического совета Росавтодора подготавливается заключение о целесообразности опытно-экспериментального внедрения предлагаемой инновационной продукции или о мотивированном отказе в ее применении для принятия Росавтодором соответствующего решения в установленном порядке.

Рассмотрение технических предложений производителей полимерных композитов, конструкций и изделий из них (как отечественной, так и зарубежной) по опытно-экспериментальному внедрению организуется Росавтодором в срок не более трех месяцев.

По решению Росавтодора и (или) органов управления дорожным хозяйством в установленном порядке инновационная продукция включается в проектную документацию на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.

После экспертизы и утверждения в установленном порядке проектной документации подрядные организации, получившие в установленном порядке государственный заказ на выполнение дорожных работ, реализовывают технические решения (полимерные композиты, конструкции и изделия из них), предусмотренные утвержденной проектной документацией в соответствии с государственными контрактами на выполнение подрядных работ.


В ходе проведения дорожных работ на объекте в случае необходимости апробации инновационной продукции на данном объекте в проектную документацию вносятся изменения и дополнения в установленном порядке.

4.2 Правила оценки пригодности

Проверке и подтверждению пригодности подлежит новая продукция, от которой зависят эксплуатационные свойства автомобильных дорог, дорожных сооружений, их надежность и долговечность, безопасность для жизни и здоровья людей, их имущества, а также окружающей среды, в том числе:

·         вновь разработанная на территории Российской Федерации и передаваемая в массовое (серийное) производство;

·         требования к свойствам и условиям применения которой полностью или частично отсутствуют в действующих документах системы технического регулирования;

·         впервые осваиваемая производством по зарубежным технологиям, если она отличается (по материалам, составу, конструкции и т.д.) от продукции аналогичного назначения, отвечающей требованиям действующей нормативно-технической документации;

·         изготовляемая по зарубежным нормам и стандартам и поставляемая в соответствии с требованиями этих норм и стандартов на территорию Российской Федерации.

При проведении подтверждения соответствия полимерных композитов, конструкций и изделий из них заявитель формирует комплект следующих документов:

·         Стандарт организации (при наличии);

·         Сертификат на систему менеджмента изготовителя (при наличии);

·         Протоколы испытаний дорожно-строительных материалов и изделий, проведенных изготовителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя и (или) испытательными лабораториями (центрами) (при наличии);

·         Сертификаты соответствия на материалы и комплектующие изделия или протоколы их испытаний (при наличии);

·         Сертификаты соответствия на данные дорожно-строительные материалы и изделия, полученные от зарубежных органов по сертификации (при наличии);

·         Другие документы, прямо или косвенно подтверждающие соответствие дорожно-строительных материалов и изделий требованиям безопасности настоящего технического регламента (при наличии).

Подтверждение соответствия полимерных композитов, конструкций и изделий из них осуществляется в соответствии с унифицированными процедурами, регламентированными Техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность  автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011).

Перечень изделий для применения в дорожном хозяйстве, подлежащих подтверждению соответствия в форме сертификации определен приложением 2 к Техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность  автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011).

4.3 План внедрения полимерных композитов, конструкций и изделий из них в дорожном хозяйстве России, в рамках деятельности Росавтодора

Отраслевой план внедрения полимерных композитов, конструкций и изделий из них выделяется в общем плане освоения инноваций.
К внедрению рекомендуются:

·         вновь разработанная или ранее не применявшаяся отечественная инновационная продукция, не обеспеченная изданными Росавтодором методическими документами (ОДМ) или согласованными Росавтодором стандартами организации в порядке, предусмотренном ОДМ 218.1.001-2010;

·         впервые осваиваемая в Российской Федерации зарубежная инновационная продукция;

·         отдельные технические предложения.

Перечень инновационных разработок, планируемых к опытно-экспериментальному внедрению, подготавливается органами управления дорожным хозяйством совместно с секцией № 6 «Композиционные материалы» НТС Росавтодора и утверждается  Росавтодором и органами управления дорожным хозяйством.  Формирование перечня осуществляется на основе:

·         завершенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ из соответствующей базы данных Росавтодора;

·         информации из периодической печати о зарубежном опыте и отчетов о зарубежных командировках, рассмотренных и одобренных к опытно-экспериментальному внедрению на заседании НТС Росавтодора и секции № 6 «Композиционные материалы» НТС Росавтодора;

·         предложений отдельных производителей инновационной продукции, рассмотренных и одобренных к опытно-экспериментальному внедрению на заседании НТС Росавтодора и секции № 6 «Композиционные материалы» НТС Росавтодора.

При этом могут учитываться предложения научных, проектных, подрядных и других организаций дорожного хозяйства.
Кроме того, основой для формирования плана внедрения композитов, конструкций и изделий из них в дорожном хозяйстве России, в рамках деятельности Росавтодор, являются:

·         Реестр полимерных композитов, конструкций и изделий из них, пригодных для применения и рекомендуемых к использованию на территории Российской Федерации при возведении, ремонте и реконструкции объектов капитального строительства дорожного хозяйства за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов;

·         ​Перечень НИОКР (включая источники финансирования), направленных на разработку полимерных композитов, конструкций и изделий из них, предназначенных для применения в дорожном хозяйстве России и обеспечивающих снижение стоимости владения и увеличение сроков безремонтной эксплуатации зданий и сооружений, конструкций и изделий построенных, отремонтированных или изготовленных с применением полимерных композитов;

·         Перечни пилотных проектов по внедрению полимерных композитов, конструкций и изделий из них (пригодных для применения и рекомендуемых к использованию в дорожном хозяйстве России);

·         по опытному применению  полимерных композитов, конструкций и изделий из них, рекомендуемых к использованию на территории Российской Федерации при возведении, ремонте и реконструкции объектов капитального строительства дорожного хозяйства за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.

·         по широкому внедрению полимерных композитов, конструкций и изделий из них, рекомендуемых к использованию на территории Российской Федерации при возведении, ремонте и реконструкции объектов капитального строительства дорожного хозяйства за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.

·         ​Перечень опытных (референтных) объектов для внедрения полимерных композитов, конструкций и изделий из них, (пригодных для применения и рекомендуемых к использованию в дорожном хозяйстве).

Пилотные проекты Росавтодор направлены на разработку и трансфер индустриальных технологий крупнотоннажного производства и строительства опытных (референтных) объектов, включая пилотные проекты по применению полимерных композитов при строительстве мостов, объектов инженерного обустройства автомобильных дорог, других зданий   и   сооружений транспортной инфраструктуры.

В срок до 01.09.2015 г. Управление научно-технических исследований и информационного обеспечения разрабатывает и утверждает комплексный план Росавтодора по внедрению полимерных композитов, конструкций и изделий из них в дорожном хозяйстве России на период до 2020 г (далее – План).

План должен содержать рекомендации по включению в технические задания на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт объектов дорожного хозяйства пунктов, обеспечивающих на стадии проектирования рассмотрения возможности применения изделий и конструкций из полимерных композитов, а также включение в документацию на проведение конкурентных процедур критерия «стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта».

План также должен включать в себя мероприятия по оперативному мониторингу и анализу выполнения плана, а также оценке эффективности внедрения полимерных композитов, конструкций и изделий из них в дорожном хозяйстве, в том числе на основе анализа технико-экономических обоснований пилотных проектов и результатов эксплуатации опытных (референтных) объектов.

План согласовывается с секцией № 6 «Композиционные материалы» НТС Росавтодора и Комиссией по инновационному развитию дорожного хозяйства Общественного совета при Роставтодоре, утверждается приказом Росавтодора и подлежит ежегодной актуализации в срок не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.

5План разработки новых или актуализации действующих межгосударственных и национальных стандартов и отраслевых нормативно-технических документов, регламентирующих применение полимерных композитов, конструкций и изделий из них в дорожном хозяйстве

Создание и применение полимерных композитов в конструкциях автомобильных дорог, искусственных сооружений - основные направления инноваций, соответствующие критическим технологиям увеличения сроков службы автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в соответствии со «Стратегией развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства на период 2011¬2015 гг.».

Федеральным дорожным агентством Минтранса РФ и ФГБУ «РОСДОРНИИ» в соответствии с планом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Федерального дорожного агентства на   2011-2013 гг. по программе «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», утвержденным распоряжением Федерального дорожного агентства от 17.02.2011 г. № 118-р на основе анализа отечественного и зарубежного опыта регламентации их применения разработана и утверждена 05.10.2012 г. «Программа нормативно-технического обеспечения применения композиционных материалов в дорожном хозяйстве на 2011-2015 годы». Финансирование настоящей программы предусмотрено из средств федерального бюджета, в рамках деятельности Росавтодора.

В приложении Б настоящей программы приведен «Перечень нормативно-технических документов, предлагаемых к разработке в 2015-2020 гг. и предназначенных для обеспечения широкого внедрения в приоритетных секторах экономики России композитов, конструкций и изделий из них, в части касающейся дорожного хозяйства Российской Федерации (предложения в программу стандартизации)».

Финансирование разработки нормативно-технических документов, входящих в данный перечень предусмотрено в рамках реализации мероприятий Программы.

6.Мониторинг и статистический учет результатов исполнения Программы

Мониторинг реализации настоящей программы осуществляет Управление научно-технических исследований и информационного обеспечения Росавтодора, ФКУ «Росдортехнология» (в рамках плановых проверок) и другие подведомственные учреждения.

Ежегодные отчеты формируются ФКУ по типовым формам отчетности о результатах исполнения программы (типовые формы приведены  в приложении В) с приложением пояснительной записки, содержащей, в том числе, анализ результатов исполнения программы в сфере компетенции и рекомендации по внедрению полимерных композитов, конструкций и изделий из них, подготовленные  по результатам проведенного анализа.

Статистический учет результатов исполнения программы ведется ФКУ  на основе актуализированных, в части учета полимерных композитов, конструкций и изделий из них, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Указанные отчеты предоставляются ФКУ в Управление научно-технических исследований и информационного обеспечения в срок
до 25 января года, следующего за отчетным. Отчет за последний год реализации программы должен включать в себя раздел со сводной  информацией о реализации программы за весь срок, в том числе об ее итоговых результатах.

Управление научно-технических исследований и информационного обеспечения направляет отчет на согласование в секцию № 6 «Композиционные материалы» НТС Росавтодора и Комиссию по инновационному развитию дорожного хозяйства Общественного совета при Роставтодор. Секция № 6 «Композиционные материалы» НТС Росавтодора и Комиссия по инновационному развитию дорожного хозяйства Общественного совета по результатам рассмотрения отчета подготавливает рекомендации по доработке методики учета инновационной продукции и технологий в дорожном хозяйстве.

Управление научно-технических исследований и информационного обеспечения формирует общий ежегодный отчет о реализации программы и представляет его Руководителю Росавтодор на утверждение в срок не позднее 1 марта. Утвержденный отчет направляется в Министерство транспорта Российской Федерации в срок, не позднее не позднее 1 мая года, следующего за отчетным.

7.Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, связанной с реализацией программы

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации настоящей программы осуществляется в рамках деятельности Межведомственного совета по вопросам развития разработки, производства и применения композиционных материалов в различных секторах экономики, образованного Минпромторг России в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 25.06.2012  № АД-П7-3548.

Приложение А

Перечень
действующих, утвержденных и разработанных национальных и межгосударственных стандартов, регламентирующих требования
к полимерным композитам, конструкциям и изделиям из них,
пригодным для применения в дорожном хозяйстве России

 

п/п

Номер стандарта

Наименование стандарта

Год

разработки

1.               

ГОСТ Р 54559–2011

Трубы и детали трубопроводов из реактопластов, армированных волокном. Термины и определения

2010

2.               

ГОСТ Р 54560–2011

Трубы и детали трубопроводов из реактопластов, армированных стекловолокном. Технические условия

2010

3.               

ГОСТ 31938–2012

Арматура композитная полимерная для армирования бетонных конструкций. Общие технические условия

2011

4.               

ГОСТ Р 55419-2013

Материал композиционный на основе активного резинового порошка, модифицирующий асфальтобетонные смеси. Технические требования и методы испытаний

2011

5.               

ГОСТ Р

Трубы и детали трубопроводов из реактопластов, армированных стекловолокном. Методы испытаний. Определение устойчивости к начальной кольцевой деформации

2011

6.               

ГОСТ Р

Трубы и детали трубопроводов из реактопластов, армированных стекловолокном. Методы испытаний. Определение начального окружного предела прочности на растяжение

2011

7.               

ГОСТ Р

Трубы и детали трубопроводов из реактопластов, армированных стекловолокном. Методы испытаний. Определение механических характеристик при осевом растяжении

2011

8.               

ГОСТ Р

Пешеходные мосты и путепроводы из полимерных композитов. Технические условия

2011

9.               

ГОСТ Р

Трубы и детали трубопроводов из реактопластов, армированных стекловолокном. Методы испытаний. Испытания на герметичность при кратковременном внутреннем давлении

2011

10.            

ГОСТ Р

Трубы и детали трубопроводов из реактопластов, армированных стекловолокном. Методы испытаний. Определение начальной удельной кольцевой жесткости

2011

11.            

ГОСТ Р

Трубы и детали трубопроводов из реактопластов, армированных стекловолокном. Методы испытаний. Испытания клеевого и резьбового соединений

2011

12.            

ГОСТ Р

Трубы и детали трубопроводов из композитных материалов на основе эпоксидных связующих, армированных стекло- и базальтоволокнами. Технические условия

2011

13.            

ГОСТ Р

Емкости из реактопластов, армированных волокнами. Технические условия

2011

14.            

ГОСТ Р

Трубы и детали трубопроводов из реактопластов, армированных стекловолокном. Методы испытаний. Определение наработки до отказа под действием постоянного внутреннего давления.

2011

15.            

ГОСТ Р

Трубы и детали трубопроводов из реактопластов, армированных стекловолокном. Методы испытаний. Определение химической стойкости внутренней поверхности в условиях нагружения

2011

16.            

ГОСТ Р

Трубы и детали трубопроводов из реактопластов, армированных стекловолокном. Методы испытаний. Испытания болтового фланцевого соединения

2011

17.            

ГОСТ Р

Трубы и детали трубопроводов из реактопластов, армированных стекловолокном. Методы испытаний. Испытания на герметичность подвижных соединений

2011

18.            

ГОСТ Р

Трубы и детали трубопроводов из реактопластов, армированных стекловолокном. Методы испытаний. Определение износостойкости внутренней поверхности

2011

19.            

ГОСТ

Трубы и детали трубопроводов из реактопластов, армированных волокном. Общие технические условия

2012

20.            

ГОСТ

Арматура композитная полимерная для армирования строительных конструкций. Методы определения физико-механических характеристик

2012

21.            

ГОСТ

Арматура композитная полимерная для армирования строительных конструкцийля армирования строительных материалов и конструкций. Методы определения долговечности

2012

22.            

ГОСТ

Арматура композитная полимерная для армирования строительных конструкций. Методы определения характеристик стойкости к агрессивным средам

2012

23.            

ГОСТ Р 55419-2013

Материал композиционный на основе активного резинового порошка, модифицирующий асфальтобетонные смеси. Технические требования и методы испытаний

2013


Приложение Б

Перечень нормативно-технических документов, предлагаемых в 2015-2020 гг. к разработке и предназначенных для обеспечения широкого внедрения в приоритетных секторах экономики России композитов, конструкций и изделий из них, в части касающейся дорожного хозяйства Российской Федерации (предложения в программу стандартизации)

 


п/п

Вид
стандарта

Наименование стандарта

Гармонизация

Вид работ
(разработка,
пересмотр,
изменение)

Год
разработки/
обновления/ изменения

Назначение стандарта

1.               

ГОСТ Р

Шпунтовые сваи композитные полимерные. Методы определения физико-механических характеристик

Аналоги подлежат выявлению

разработка

2015-2020

Стандарты на методы испытаний полимерных композитов, конструкций и изделий из них для строительства зданий и сооружений

2.               

ГОСТ Р

Системы внешнего армирования на основе полимерных композитов. Методы определения физико-механических характеристик 

Аналоги подлежат выявлению

разработка

2015 - 2020

3.               

ГОСТ Р

Системы внешнего армирования на основе полимерных композитов. Методы определения  характеристик долговечности 

Аналоги подлежат выявлению

разработка

2014-2015

4.               

ГОСТ Р

Сетки углеродные для систем внешнего армирования строительных конструкций. Методы испытаний

Аналоги подлежат выявлению

разработка

2015-2016

5.               

ГОСТ Р

Фибра из полиакрилонитрильных химических волокон для бетонов. Технические условия

Аналоги подлежат выявлению

разработка

2015 - 2020

6.               

ГОСТ Р

Фибра из углеродных волокон для бетонов. Технические условия

Аналоги подлежат выявлению

разработка

2015 - 2020

7.               

ГОСТ Р

Биокомпозит, армированный наполнителем растительного происхождения на основе льна. Общие технические требования

Аналоги подлежат выявлению

разработка

2015-2016

8.               

ГОСТ Р

Шпунтовые сваи композитные полимерные. Общие технические условия

Аналоги подлежат выявлению

разработка

2015 - 2020

Стандарты на конструкции и изделия из полимерных композитов для строительства зданий и сооружений

9.               

ГОСТ Р

Стойки композитные полимерные для контактной сети городского электрофицированного транспорта. Общие технические условия

Аналоги подлежат выявлению

разработка

2015-2016

10.            

ГОСТ Р

Опоры композитные полимерные уличного освещения. Общие технические условия

Аналоги подлежат выявлению

разработка

2015-2016

11.            

ГОСТ Р

Стойки композитные полимерные для опор контактной сети железных дорог. Общие технические условия

Аналоги подлежат выявлению

разработка

2015-2016

12.            

ГОСТ Р

Противопожарная защита систем внешнего армирования строительных конструкций из полимерных композитов. Общие технические требования

Аналоги подлежат выявлению

разработка

2015-2016

13.            

ГОСТ Р

Сетки углеродные для систем внешнего армирования строительных конструкций. Общие технические условия

Аналоги подлежат выявлению

разработка

2016-2017

_____________________________________________________________

*Перечень является основой для формирования ежегодных программ стандартизации

Приложение В

Типовые формы ежегодной отчетности результатов исполнения программы

Форма 1

п/п

Наименование материалаонструкции,изделия

Производитель продукции

Потребитель продукции

Объем производства продукции для приоритетных секторов экономики, млн. руб.

Объем потребления продукции в приоритетных секторах экономики,

млн. руб.

Объем государственных закупок товара или созданного в результате выполнения работы объекта с применением продукции, млн. руб.

Материалы

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

Конструкции

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

Изделия

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

Форма 2

п/п

Наименование пилотного проекта

Наименование референтного объекта (объектов)

Наименование материалаонструкции,изделия

Результат применения

(в т.ч. экономический эффект)

Заключение НТС и секции №6 «Композиционные материалы» НТС (№, дата)

Рекомендации к производственному внедрению

Материалы

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

Конструкции

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

Изделия

1.

 

 

 

 

 

2.