70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

А в центре сражался Воронеж

Два года войны, три крупных сражения, решивших ее исход, произошли именно здесь, в серединной полосе России. На карте это представляет собой огромный треугольник, в вершине которого произошла битва за Москву, в основании – битвы за Сталинград и Курск, а в центре сражался Воронеж.

От вершины до основания треугольника этого огромного пространства легла дорога на юг – фронтовая рокада. Как кровеносный сосуд, она питала силами сразу несколько фронтов – на территории только Воронежской области сражались и формировались семь фронтов: Брянский, Юго-Западный, Воронежский, Сталинградский, Донской, Юго-Западный – формирование второе, Степной. Важность дороги понимали в Ставке. К дороге Москва-Воронеж гитлеровская армия прорывалась дважды. Осенью 1941 года, обтекая с юга неприступные Тульские оборонительные сооружения, армия Гейнца Гудериана приближалась к городу Кашира. Как пишет Гудериан в своих «Воспоминаниях солдата»: 3 декабря 1941 года 4-я танковая дивизия подорвала железнодорожную линию Тула-Москва и достигла шоссе Тула-Серпухов. Этим, однако, наступательная сила дивизии была исчерпана…». «Все решат московские направления, охват Москвы с севера и юга. У Москвы должны быть отобраны дороги, еще связывающие ее со страной, и главные из них – Ярославская, Горьковская, Воронежская. Первыми должны пасть фланговые – Ярославская и Воронежская», – так решил гитлеровский генштаб. Города Елец, Ефремов, Богородицк, Венев и ряд других населенных пунктов Липецкой и Тульской областей были оккупированы. Москва была отрезана от Воронежа и юга страны. Фашистские летчики повсюду разбрасывали листовки с хвастливой надписью: «Возьмем Елец – Москве конец!», но из древнего Ельца оккупанты были выбиты на пятые сутки. На поле Куликовом они продержались только десять дней, а битва за Москву развеяла гитлеровский миф о непобедимости германской армии и окончательно похоронила план «молниеносной войны».

Летом 1942 года фашисты снова прорываются к автомобильной дороге Москва-Воронеж. Операция «Блау» была немаловажной составной частью планов Гитлера на время летней кампании. Он намеревался после разгрома войск Брянского фронта выйти на оперативный простор через Курск, Воронеж в волжские степи. 212 дней шло непрерывное, кровопролитное сражение за Воронеж. Закрепившись в правобережной части города, гитлеровцы упорно пытались наступать на север по Задонскому шоссе, но развить успех в этом направлении они не смогли. Стойко защищали дорогу на Москву советские воины.

Автомобильная дорога, фронтовая рокада от Москвы до Воронежа и далее на юг, имела особое стратегическое значение для обороны, сначала Москвы, а затем и южных областей страны. И поэтому Задонское шоссе и грунтовая дорога от Богородицка на Каширу находились в первые два года войны под особым контролем со стороны Ставки Верховного главнокомандования. Движение по ним, особенно в ночное время, не прекращалось. Автомобильные колонны с войсками, танки, конницы, солдаты в пешем строю двигались нескончаемыми потоками. Только перед сражением на Курской дуге в этом направлении интенсивность движения достигла 5-6 тысяч транспортных единиц в сутки.

В борьбе против фашизма наряду с боевыми частями дорожники внесли неоценимый вклад в завоевание победы. Военные автомобильные дороги обеспечивали успех наступательных операций и своевременный отвод войск на новые рубежи, по ним шла эвакуация гражданского населения. Трудно приходилось воинам-дорожникам в первые дни и месяцы войны, особенно тем, кто находился в условиях фронтовой полосы. Под непрерывными обстрелами и бомбежками они отдавали все силы на ремонт и восстановление дорог и мостов. Наряду с этим несли службу регулирования, осуществляли охрану дорог и дорожных сооружений. О масштабе работы, проделанной дорожными войсками в Центральном Черноземье, можно судить по следующим данным. Только в подготовительный к битве под Курском период, с апреля по июнь 1943 года, дорожные войска Западного, Брянского, Центрального, Воронежского и Степного фронтов содержали 7 тыс. км военно-автомобильных дорог, на которых было построено, восстановлено и усилено 1700 автодорожных мостов общей протяженностью до 22 тыс. пог.м. При этом пришлось заново построить 325 км дорог с каменными покрытиями, улучшить и отремонтировать около 3 тыс. км.

Владислав Подольский, доктор технических наук, профессор Воронежского ГАСУ

Наталья Огурцова, пресс-секретарь ФКУ «Черноземуправтодор»

Чижовский плацдарм Воронеж

Стела Воронеж- город воинской славы

Площадь Победы Воронеж

Фото предоставлено Управлением информации администрации городского округа г.Воронеж